Сегодня в большинстве жилых комплексов первые этажи отводят под нежилые помещения. Как правило, эти помещения продаются под коммерческую недвижимость - магазины, офисы, салоны красоты или же сдаются для социально необходимых услуг. И у многих предпринимателей сегодня возникает вопрос – что же более выгодно: снимать помещение в аренду или приобрести его в собственность?
Чаще всего нежилые площади на первых этажах жилых домов реализуются еще на этапе строительства здания – их либо продают, либо сдают в аренду. На сегодняшний день для большинства застройщиков наиболее выгодным вариантом является продажа таких помещений, поскольку данные объекты, как правило, занимают небольшую долю от общей площади строящегося дома, и заниматься арендой большинству из них попросту неинтересно. Реже случается, что застройщики нанимают управляющую компанию и сдают эти помещения в аренду. Поскольку ставки на коммерческую аренду в жилых комплексах ниже, чем в отдельно стоящих зданиях, застройщики понимают, что сотрудничество с управляющими компаниями позволит увеличить спрос на квартиры в данном комплексе.
Если же речь идет о коммерческих помещениях в жилых домах более ранней постройки, которые расположены на первых линиях улиц с высоким трафиком (как правило, в самом центре города), то такие помещения очень часто выкупаются с целю дальнейшей сдачи в аренду, либо же они приобретаются уже для готового бизнеса, такого как продуктовые магазины и магазины одежды, кафе и рестораны и т.д.
Если же говорить о том, на какие помещения имеется более высокий спрос, то в данном случае все зависит только от потенциального арендатора. Например, если предпринимателю нужен представительский офис, или же он ищет помещение под магазин дорогой брендовой одежды, безусловно, он будет искать помещение в самом центре города. В свою очередь у продуктовых магазинов и магазинов, реализующих товары повседневного спроса, будут совсем другие критерии к зданию.
Есть еще один важный момент – опытный застройщик, как правило, уже на стадии проектирования проекта продумывают, где можно было бы расположить магазин, где кафе, а где стоматологическую клинику. Следовательно, уже на этапе строительства в помещениях закладываются соответствующие технические характеристики. Тем не менее, не существует механизма, который бы гарантировал, что будущий собственник помещения не сменит род деятельности. Именно поэтому и получается, что в рамках комплексной застройки в одном микрорайоне можно встретить десятки продуктовых магазинов, салонов красоты, аптек и так далее. При этом в том же районе может не быть ни одного объекта детской инфраструктуры, фитнеса, отделения банка и т.д. К сожалению, сегодня такая картина наблюдается очень часто.
Специалисты подчеркивают, что спрос на помещения под магазины и офисы есть, и он стабильно высокий. Наибольшим спросом пользуются помещения площадью от 50 до 100 кв.м. под продуктовые магазины «шаговой доступности» и от 15 до 30 кв.м. под офисы.
У инвесторов наибольшим спросом пользуется арендный бизнес, где арендаторами, как правило, являются продуктовые магазины, причем желательно по долгосрочному договору. Причиной этого является тот факт, что магазины нужны будут людям в любое время, даже в кризис, что снижает вероятность съезда арендатора в периоды неблагоприятной экономической ситуации.
Ставки аренды под офисы, банки и продуктовые магазины будут заметно отличаться друг от друга. Так же как и требования к помещениям. Аренда будет отличаться в зависимости от качества помещения, его площади, района, конкретного расположения внутри района.
Что касается покупки помещения под магазин или офис в строящейся новостройке, то это может быть наиболее выгодным вариантом. С другой стороны, большинство собственников магазинов и офисов не имеют возможности приобрести помещение в собственность, поскольку та же торговля – это оборотный бизнес, и отвлечение денежных средств из оборота для совершения покупки не всегда возможно. Тем не менее, сравнивая стоимость квадратного метра в строящемся доме и в уже готовом, можно отметить, что в первом случае она будет существенно ниже.
По мнению специалистов, при выборе между арендой и покупкой, многое определяет специализация конкретного магазина. Если это супермаркет, то в дальнейшем его можно будет перепродать владельцу другого супермаркета. Если же речь идет о более специализированных магазинах, то в этом случае, как правило, наиболее выгодна аренда.
Поводя итог, можно сделать вывод, что покупать в любом случае выгоднее, чем арендовать, если конечно цена покупки адекватная.